Уже 17 лет до 200 представителей Миссии наблюдателей ЕС в Грузии в круглосуточном режиме осуществляют патрулирование вдоль линии административной границы. По словам главы миссии Беттины Патрисии Бугани, это видимое присутствие миссии имеет превентивный эффект. Как она отметила в интервью «Интерпрессньюс», ресурсы, вкладываемые в Миссию наблюдателей, подчёркивают приверженность Евросоюза и государств-членов поддержанию безопасности и стабильности в Грузии.
С какими проблемами сталкивается население у административной границы, в чем повседневная работа Миссии наблюдателей и каково её долгосрочное видение? Эти и другие актуальные вопросы - подробно в интервью с Беттиной Патрисией Бугани.
Почти два года назад Вы возглавили Миссию Наблюдателей ЕС в Грузии. Уверена, за это время Вам пришлось столкнуться со множеством вызовов и разрешить множество вопросов. Какова ситуация вдоль административных границ сегодня? Какие вопросы чаще всего на повестке дня? Мы часто сообщаем о новых событиях, связанных с «бордеризацией» и трудностями, с которыми сталкивается местное население, включая задержания. Не могли бы Вы рассказать нам о последних событиях в этом отношении?
Благодарю за эту возможность. Я рада рассказать о работе Миссии Наблюдателей Европейского Союза и предоставить некоторое понимание о нашей деятельности в Грузии.
С тех пор, как я приступила к исполнению своих обязанностей почти два года назад, ситуация вдоль административных границ остается относительно стабильной. Хотя инциденты, связанные с безопасностью, были частыми в годы после войны 2008 года, их число значительно сократилось. Тем не менее, ситуация остаётся хрупкой и непредсказуемой, и эта относительная стабильность не может восприниматься как сама собой разумеющаяся. Крайне важно, чтобы все стороны действовали ответственно и избегали любых действий, которые могут привести к новым инцидентам.
Относительная стабильность вдоль административных границ принесла некоторое спокойствие проживающим вблизи жителям, но, как Вы отметили, они продолжают сталкиваться со значительными вызовами. Наши наблюдатели регулярно общаются с местными жителями, чтобы понять вопросы, вызывающие их обеспокоенность. Чаще всего поднимаются вопросы об ограничении свободы передвижения, продолжающейся деятельности по «бордеризации» и задержаниях. Эти ограничения во многом влияют на их повседневную жизнь, мешая им навещать семьи и друзей, обрабатывать свою землю, зарабатывать на жизнь или обеспечивать своим детям доступ к образованию на родном языке.
Число задержаний в целом за последние годы сократилось. Однако, это не обязательно свидетельствует об улучшении ситуации на местах. Людям хорошо известно о подобных задержаниях. В результате многие боятся приближаться к административным границам, опасаясь быть задержанными. Эти страхи, наряду с вызванными продолжающимся процессом «бордеризации» физическими барьерами, создают серьёзные психологические барьеры.
Миссия Наблюдателей ЕС в Грузии осуществляет деятельность уже 17 лет, с момента своего прибытия 1 октября 2008 года. С тех пор она работает над поддержанием стабильности и обеспечением безопасности населения по обе стороны административных границ. По-Вашему мнению, что бы Вы назвали главным достижением Миссии за эти 17 лет?
За последние 17 лет ситуация вдоль административных границ стала гораздо стабильнее по сравнению с периодом непосредственно после войны 2008 года. Я бы сказала, что главным достижением Миссии является наш вклад в поддержание этого спокойствия и стабильности, чему мы содействовали различными способами.
Наши наблюдатели осуществляют круглосуточное патрулирование, 365 дней в году, наблюдая и сообщая о развитии событий, связанных с конфликтом. Это видимое присутствие имеет превентивный эффект, поскольку все стороны знают, что мы находимся на местах и можем свидетельствовать любые действия, в которые они могут быть вовлечены. Мы также содействуем диалогу посредством механизмов укрепления доверия, таких как Горячая Линия, управляемая МНЕС и Механизм Предотвращения и Реагирования на Инциденты в Эргнети (МПРИ). Эти инструменты помогают поддерживать коммуникацию между сторонами и предотвращать эскалацию инцидентов.
Ещё одним достижением, связанным с этой относительной стабильностью, является то, что она позволяет местным сообществам продолжать свою повседневную жизнь в более нормальном и безопасном режиме. Это действительно так, несмотря на то, что они продолжают сталкиваться с ежедневными трудностями, которые я отметила ранее. Наши наблюдатели часто слышат от жителей, что благодаря нашим патрулям они чувствуют себя в большей безопасности. Когда люди чувствуют себя в безопасности, они могут заниматься своими повседневными делами и зарабатывать на жизнь, не испытывая страха и запугивания.
Я также хотела бы спросить Вас, что является главным вызовом, который Миссия пока не смогла разрешить?
Самым большим вызовом для нашей Миссии по-прежнему остаётся отсутствие доступа в регионы Грузии – Абхазию и Южную Осетию. Благодаря нашему патрулированию мы знаем, что наше присутствие оказывает реальное влияние на сообщества вблизи административных границ. Люди чувствуют себя в большей безопасности, а риск инцидентов или задержаний снижается. Как я уже отмечала, жители часто делятся этим мнением непосредственно с нашими наблюдателями.
Я очень надеюсь, что российские и де-факто власти признают эти реалии и позволят нам работать по ту сторону административных границ. Мы постоянно подчёркиваем во всех обсуждениях, что МНЕС – это гражданская, невооружённая и беспристрастная Миссия. Доступ туда действительно изменит жизнь женщин, мужчин и детей, проживающих в этих районах. Это усилит их безопасность и, таким образом, поможет им вернуться к более нормальной жизни.
По этой причине МНЕС совместно с институтами ЕС и государствами-членами продолжает стремиться к достижению полного и беспрепятственного доступа к обеим сторонам административных границ. Как Глава Миссии, я также считаю своим долгом разъяснить всем конкретные преимущества, которые такой доступ принесёт местному населению.
Нам известно, что на местах работают около 200 наблюдателей из разных государств-членов ЕС. Считаете ли Вы, что это количество является достаточным для того объёма работы, который Вы проводите на местах?
Нам повезло иметь высококвалифицированную и преданную своему делу команду на местах. Около 200 наблюдателей, представляющих 25 из 27 государств-членов ЕС, превносят широкий спектр специализированных навыков и опыта в МНЕС. Кроме того, наша деятельность осуществляется благодаря двухлетнему бюджету в размере 50,6 млн евро, также предоставленным ЕС и его государствами-членами. В совокупности эта преданная своему делу команда и значительные ресурсы позволяют нам эффективно выполнять наш мандат: поддерживать постоянное присутствие вдоль административных границ, реагировать на инциденты и оказывать поддержку местным сообществам. В завершение, стоит отметить, что эти ресурсы подчёркивают приверженность ЕС и государств-членов поддержанию безопасности и стабильности в Грузии. Это отражает долгосрочную приверженность миру в регионе и обеспечению того, чтобы люди, проживающие вблизи административных границ, могли жить своей повседневной жизнью с большим доверием и безопасностью.
Миссия Наблюдателей ЕС четко обозначила цели, которым она привержена уже 17 лет. Повторю для наших читателей, что эти приоритеты таковы: не допустить возобновления военных действий; содействовать восстановлению безопасной и нормальной жизни местного населения по обе стороны административных границ с Абхазией и Южной Осетией; укреплять доверие между сторонами конфликта и информировать структуры определяющие политику ЕС о Грузии. Однако, я хотела бы спросить Вас, какова Ваша личная цель как Главы Миссии, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе, и какой след Вы лично хотели бы оставить после себя?
Мои основные цели как Главы Миссии естественным образом совпадают с основным мандатом МНЕС: содействовать обеспечению того, чтобы ситуация безопасности вдоль административных границ оставалась стабильной. Я вижу свою роль в развитии прочного наследия Миссии, накопленного за последние 17 лет, и обеспечении того, чтобы мы продолжали эффективно и результативно выполнять свою работу.
В центре моего внимания – люди, проживающие вдоль административных границ. Я хочу, чтобы наша работа привела к реальным, ощутимым улучшениям в жизни тех, кто всё ещё страдает от последствий конфликта. Именно поэтому я уделяю особое внимание тесному взаимодействию с местными сообществами. Наши наблюдатели ежедневно общаются с жителями, чтобы понять вопросы их обеспокоенности и потребности, и при необходимости мы передаем эту информацию тем, кто может оказать поддержку. Я надеюсь, что к концу моего срока полномочий мы поможем улучшить безопасность и повседневную жизнь людей в этих сообществах.
В оперативной сфере моим приоритетом является обеспечение бесперебойной работы Миссии. Это включает в себя управление и руководство нашей преданной своему делу командой международных и местных сотрудников, которые ежедневно находятся на местах, наблюдая и информируя о ситуации в сфере безопасности и гуманитарных аспектах. Именно их профессионализм обеспечивает Миссии её надежность и влияние. В завершение, я стремлюсь к дальнейшему укреплению уже существующего отличного сотрудничества с институтами ЕС в Грузии, а также нашего тесного партнёрства с ОБСЕ, с которой я совместно оказываю содействие проведению встреч МПРИ. Это жизненно важно для достижения наших общих целей – мира и безопасности в Грузии.
Поскольку мы беседуем о Ваших личных целях, я хотела бы узнать, какова Ваша повестка дня. Как часто Вы лично посещаете села вдоль административных границ и каково отношение населения к Вам лично и к Миссии в целом?
Я стараюсь участвовать в патрулировании так часто, как позволяет мой график. Возможность лично ознакомиться с ситуацией в сфере безопасности и гуманитарной ситуацией вдоль административныx границ крайне важна. Это даёт мне возможность увидеть ситуацию «посредством присутствия». Мы также регулярно берём с собой в патрулирование высокопоставленных должностных лиц из ЕС, его государств-членов и других стран-партнёров, разделяющих наши взгляды. Они получают все подробности из наших отчётов, но непосредственное ознакомление с ситуацией на местах даёт им гораздо более чёткую картину, чем любой отчёт. Эти знания, полученные из первоисточников, они могут использовать в своих столицах при формировании политики в отношении Грузии.
Помимо работы на местах, я собираю информацию в ходе обсуждений со своей командой и встреч с широким кругом заинтересованных лиц, включая местных лидеров, гражданское общество и международные организации. Такое сочетание непосредственного наблюдения и структурированного взаимодействия позволяет мне получить полную картину происходящего на местах.
Меня всегда поражает, насколько позитивно местные жители реагируют на нашу работу и наше присутствие. Люди часто сами говорят мне, как высоко они ценят наше патрулирование, и я слышу то же самое от наших наблюдателей. Очевидно, что наше постоянное присутствие на местах вселяет уверенность и способствует ощущению безопасности у тех, кто живёт вблизи административных границ.
Мне также интересно узнать о Вашем опыте общения с центральным правительством. Насколько активно Вы взаимодействуете с правительством Грузии, и, с другой стороны, насколько, по Вашему мнению, официальный Тбилиси делает всё возможное для решения или хотя бы сокращения проблем на административных границах?
Мы поддерживаем контакты с правительством Грузии на рабочем уровне в рамках нашей повседневной деятельности вдоль административных границ. В то же время важно подчеркнуть, что МНЕС — беспристрастная, аполитичная Миссия. Мы не делаем политических суждений или заявлений в отношении работы других. Мы сосредоточены на выполнении нашего собственного мандата по содействию стабильности вдоль административных границ посредством 24/7 наблюдения, работы по укреплению доверия и беспристрастной отчетности.
Представителей правительства «Грузинской мечты» критикуют за нечастое посещение административных границ и отсутствие активного общения с местными жителями. Что могут изменить более частые посещения административных границ и более активное общение с жителями?
Несомненно, посещение административных границ и непосредственное общение с местными жителями чрезвычайно ценны. Общение с людьми на местах позволяет глубже понять повседневную жизнь этих сообществ и услышать из первоисточников о трудностях, с которыми они сталкиваются. МНЕС не является гуманитарной организацией или организацией, занимающейся вопросами развития, поэтому непосредственно мы не можем оказывать помощь. Однако, когда это уместно, мы делимся собранной информацией с теми, кто может помочь. Это позволяет по возможности искать практические решения.
В Эргнети продолжает работать группа, созданная в рамках Механизма Предотвращения и Реагирования на Инциденты. Как Миссия оценивает этот формат? О чём свидетельствует динамика проблемных вопросов и мер реагирования на них?
Механизм Предотвращения и Реагирования на Инциденты (МПРИ) — поистине уникальный формат. Он проводится при совместном содействии МНЕС и ОБСЕ и регулярно предоставляет возможность проведения встреч представителей грузинских, российских и де-факто властей Южной Осетии. Встречи дают возможность обсудить и разрешить конкретные вопросы и инциденты. Это крайне важно для снижения напряжённости и предотвращения эскалации ситуации. Кроме того, МПРИ предоставляет площадку для поиска практических решений, которые улучшают повседневную жизнь местных сообществ по обе стороны административной границы. Типичные темы включают свободу передвижения, открытие пунктов пересечений, задержания и ирригацию.
Я лично убедилась, насколько конструктивными могут быть эти встречи и как они приводят к ощутимым результатам. Например, при помощи МПРИ мы успешно призвали к открытию пунктов пересечения вдоль административной границы с Южной Осетией во время религиозных праздников, таких как Пасха и Ломисоба. Это позволило людям посещать семьи и религиозные места. В последние годы мы также наладили сотрудничество по обе стороны административной границы в области орошения. У нас имеется в наличии Горячая Линия, управляемая МНЕС, которая способствует снижению напряженности, позволяя всем сторонам круглосуточно обмениваться информацией по неотложным вопросам. Наши сотрудники МНЕС, ответственные за Горячую Линию, служат центральным контактным лицом, принимая звонки и передавая сообщения. Посредством данной Горячей Линии наша Миссия также содействует обмену информацией об уровнях поливной воды, чтобы помочь фермерам по обе стороны получить доступ к воде. Это позволяет им выращивать урожай и обеспечивать себе средства к существованию. Это конкретные примеры того, как диалог может принести реальную пользу местным сообществам.
В целом, я хотела бы спросить Вас, насколько плодотворно сотрудничество в подобных форматах, включая формат Женевских международных дискуссий? Есть ли у Вас какие-либо рекомендации по повышению эффективности этого формата?
Как я только что отметила, участие в МПРИ в Эргнети остаётся конструктивным. Тот факт, что с момента первой встречи, состоявшейся 23-го апреля 2009 года, было проведено 127 встреч, в которых все участники продолжают участвовать, является явным признаком его непреходящей ценности.
Цели МПРИ и Женевских международных дискуссий существенно различаются, как и роль МНЕС в каждом из них. МПРИ стремится разрешать конкретные, повседневные вопросы, непосредственно затрагивающие пострадавшие от конфликта сообщества, в то время как Женевские международные дискуссии — единственный международно признанный политический формат, где обсуждается более широкое урегулирование конфликта в Грузии.
И хотя мы оказываем совместное содействие в проведении МПРИ, в Женеве мы выступаем в качестве поставщика информации. Мы делимся нашими беспристрастными наблюдениями за ситуацией в сфере безопасности и гуманитарных аспектов на местах. Это помогает обеспечить, чтобы обсуждения на международном уровне основывались на реалиях, которые мы ежедневно наблюдаем на местах. Оба формата важны и дополняют друг друга, каждый из них вносит свой вклад в достижение мира и стабильности в Грузии.
Саломе Абулашвили
Интерпрессньюс