Зураб Абашидзе - Мы не получали из официальных источников информацию о возможном прекращении торговых отношений с Россией

О событиях, произошедших в ходе визита в Тбилиси депутата Госдумы России Сергея Гаврилова, об ответных «карательных мероприятиях» России и о ситуации, существующей на данном этапе в отношениях с Москвой, «ИнтерпрессНьюс» побеседовал с советником премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зурабом Абашидзе.

- В каком состоянии находятся российско-грузинские отношения на сегодняшний день и чего мы должны ожидать в ближайшем будущем?

- Итак сложные российско-грузинские отношения оказались перед новым вызовом. Вы знаете, что российскими властями было принято решение о временном приостановлении авиасообщения между нашими странами с 8-го июля. Это касается и грузинских авиакомпаний. В прошлом году ависообщением между Россией и Грузией воспользовались 1 127 000 человек, что является значительным показателем. В текущем году, по данным показателям, у нас был рост в 51%. В этот период, между Россией и Грузией функционировало 152 рейса в неделю. После того, как в 2012 году мы начали российско-грузинский диалог в Праге, потребовалось много энергии и упорства для восстановления и развития транспортных связей, в частности, авиасообшения. Из-за этого, для меня лично, прекращение авиасообщения весьма неприятный факт. Должно быть сделано все, чтобы в первую очередь минимизировать потери наших граждан и предпринимателей.

- Нет ли сообщений с российской стороны о прекращении торговых отношений?

- Мы не получали подобную информацию из официальных источников.

- Причиной прекращения авиосообщения является только развитие событий 20 июня в Парламенте, или Вы видите и другие факторы?

- Широкий анализ проблем российско-грузинских отношений увел бы нас далеко. На данном этапе я бы выделил две главные проблемы. Первая, безусловно, связана с тем «визуалом», свидетелем которого стало наше общество на Межпарламентской ассамблее православия, когда Сергей Гаврилов занял кресло спикера парламента. Вы знаете, что грузинская сторона приняла весьма трудное политическое решение, Ираклий Кобахидзе покинул пост спикера парламента , а депутат Закария Куцнашвили принял решение сложить депутатские полномочия. Я дал несколько интервью российским СМИ, в которых подчеркнул, что С. Гаврилов был хорошо осведомлен о нюансах политических реалий в Грузии, он не должен был совершать подобную ошибку, также как и греческий генеральный секретарь ассамблеи – Андрэас Михаилидис.

Эта причина осложнения ситуации, которая, так сказать, находится на поверхности и все ее увидели. Но есть и более «глубинная» проблема.

- До того как мы коснемся других проблем, Вы упомянули неприемлемый для общества «визуал» в парламенте Грузии. Тем не менее, в последствии напряженные события развивались и около той гостиницы, в которой распологалась российская делегация?

- Да, напряжение в парламенте очень скоро перерасло в искреннее и острое возмущение общества, которое вылилось на улицу. Этим и воспользовались деструктивные силы страны. Перед отправлением в аэропорт, около гостиницы, в поведении отдельных лиц были видны элементы насилися по отношению к российским депутатам. Это абсолютно не соответствует нашим традициям и нормам поведения. Это совершенно неприемлемо.

- Вы упомянули более «глубинную» причину событий 20 июня. Что Вы имели ввиду?

- В российско-грузинских отношениях скопилось много проблем, в первую очередь, это касается оккупированных территорий. Мы всячески пытались убедить российскую сторону, что параллельно с восстановлением и развитием торгово-экономических отношений, обязательным был и некоторый прогресс в контексте конфликтных регионов. Иначе, на каком-то этапе, находящиеся в тупике политические отношения, обязательно повлияли бы на развитие торговых связей. К сожалению, это и произошло. Сейчас, для смены обстоятельств требуются усердия с обеих сторон.

- Вчера, замглавы МИД России Григорий Карасин сообщил, что в Москве рассматривали возможность отмены виз с июля месяца для граждан Грузии. Вы можете это подтвердить?

- В течение последних лет, мы много раз слышали, что российская сторона готовится к отмене визового режима, в последствии этого не происходило. Возможно, в этот раз они и вправду собирались это сделать. Однако, в Праге я не получал такой информации от российской стороны.

- Появилась информация, что Г. Карасин продолжит свою деятельность в Совете Федерации РФ. В таком случае, что будет с т.н. форматом Абашидзе-Карасин?

- Речь идет о российско-грузинском диалоге и канале коммуникации, который иногда называют «пражскими встречами», иногда форматом «Абашидзе-Карасина». Конечно же, это не диалог между частными лицами. Речь идет о коммуникации между двумя странами в условиях отсутствия дипломатических отношений. Этот канал должен быть сохранен. Это советуют и наши западные коллеги. Кто и как поведет этот диалог – уже другой вопрос.

Георгий Кунадзе - На этот раз, похоже, пронесло,  но, как говорится, верь в лучшее, но готовься к худшему