28.08.2017

28.08.2017

Сандро Твалчрелидзе - «Нельзя исключать, что под видом туристов в нашей стране находятся террористы»

«В плане пожарной безопасности среди постсоветских стран мы находимся в самом тяжелом положении»

Лия Мухашаврия - «Не вынесет ведь Цулукиани вердикт самой себе?»

Сандро Твалчрелидзе - «Нельзя исключать, что под видом туристов в нашей стране находятся террористы»

«Давайте посмотрим на ситуацию более глобально. Это был не просто один пожар, это была целая серия пожаров. Пока сложно что-либо утверждать, но, на мой взгляд, все это не было случайным и естественным и очень похоже на целенаправленные действия. Если не считать работы властей и следствия в этом направлении, думаю, в целом правительство нормально справилось с кризисом. Что касается упомянутого мною следствия, я имею в виду не только пожар в Боржомском ущелье. Еще ничего не ясно о причинах пожара на Мтацминде или в «Детском мире». Думаю, нужно провести многостороннее и эффективное расследование, к тому же, максимально быстро, для чего нам может понадобиться помощь спецслужб дружественных стран», - заявил эксперт Сандро Твалчрелидзе в интервью газете «Квирис палитра».

«Пожар может произойти везде. В Хорватии уже сгорело более 350 гектаров, почти месяц они не могут потушить пожар. Мы помним пожары в Греции, Италии, США, где на тушение ушли месяцы. У нас же, в очень сложных рельефных условиях, фактически, пожар был локализован и потушен за 6 дней. Очень плохо, что сгорело 100 гектаров, но могло быть и хуже, если бы не самоотверженность представителей соответствующих служб. На сложнейшем, почти 80-градусном спуске они провели дорогу, по которой пожарные машины и тяжелая техника смогли подступиться к основным очагам пожара. На мой взгляд, власти сработали очень эффективно. Сколько бы их не критиковали, мы все видели, что высокопоставленные лица, во главе с премьером, не жалели себя. Сейчас самое главное - быстро установить причины пожаров. Были подозрительные случаи, кто-то находит бутылки, бидоны. Говорят, что есть следы бензина... Думаю, нужно ввести контрольные правила для тех, кто входит в лес, как это принято в Италии. У грузин много доброжелателей, но немало и врагов. Нельзя исключать, что под видом туристов в нашей стране находятся террористы, разводят пожары и таким образом наносят стране миллионный ущерб», - отметил в беседе с корреспондентом издания Сандро Твалчрелидзе.

«Я очень не хочу верить, что грузинская политическая сила, какой бы одиозной она не была, сделает такое своей стране. Несмотря на то, что среди представителей бывших властей много «горячих голов», в том числе и их лидер - я все же не думаю, что они способны на такое. Есть партийные интересы, но также есть надпартийные вопросы, которые всех объединяют. Это относится к таким вопросам. Но, разумеется, нельзя исключать, что есть конкретные лица, которые занимаются подрывной деятельностью вместе с врагом. Как правило, внешний враг часто использует внутренний ресурс другой страны. Вовсе не обязательно, чтобы шпионом какой-либо страны был ее гражданин. До пожаров оккупанты начали проводить вдоль оккупационной линии противопожарные рвы. Это очень подозрительное совпадение. Для нашего международного имиджа, для достижения жизненных целей страны, для активизации процесса возвращения потерянных территорий огромное значение имеет то, чтобы доказать факт диверсии, если он действительно имел место. Повторяю, число пожаров создает ощущение, что это часть целенаправленного плана, авторы которого перешли все границы. Как видите, они не могут остановиться, потому что начали действовать даже в Боржоми. Если так, то их немедленно нужно остановить!» - продолжил респондент.

«Как говорят, что нас не убивает, делает нас сильнее. Думаю, параллельно с Боржомской стихией произошло много хорошего. Мы смогли консолидироваться как при тушении пожара, так и при реабилитации сгоревших территорий. В первые же дни появились добровольцы, желающие участвовать в восстановлении леса, мощные, средние или малые грузинские компании, отдельные граждане. Насколько возможно начать восстановление сейчас же, я не знаю, потому что нужно подготовить почву, в конце концов, земля должна остыть, чтобы переработалась зола», - заключил эксперт. (Статья: «Нельзя исключать, что под видом туристов в нашей стране находятся террористы» / «До пожаров оккупанты начали проводить вдоль оккупационной линии противопожарные рвы. Это очень подозрительное совпадение» / «Если в Страсбурге наших кандидатов не одобрят и в третий раз, Цулукиани должна написать заявление и уйти» / «Тот же Чикаидзе, если он не был во Франции с каким-либо секретным заданием, должен был в первый же день прекратить отпуск и вернуться в Грузию»)

«В плане пожарной безопасности среди постсоветских стран мы находимся в самом тяжелом положении»

«Локализовать лесные пожары всегда очень сложно, тем более в таком рельефе - там много отвесных скал и труднодоступных мест. К тому же в Боржоми хвойные леса, которые горят намного быстрее других растений. Следует учесть и то, что в Боржоми давно не было осадков и почва была очень высохшей. Что в такой ситуации должна сделать группа спасателей, которая не имеет необходимой техники, опыта и не проходила соответствующую подготовку? В плане пожарной безопасности среди постсоветских стран мы находимся в самом тяжелом положении и это подтвердил и боржомский пожар. Я уже не говорю о единственном вертолете, который не смог потушить даже небольшой очаг пожара, и вся спасательная система, фактически, целый день ждала помощи от соседних стран», - заявил бывший пожарный Александр Реквава в интервью газете «Квирис палитра».

«Мне жаль это говорить, но факт, что в борьбе с масштабными пожарами государство оказалось абсолютно неподготовленным. Как правило, должна существовать стратегия и план, как нужно бороться с пожаром, у подразделений должно быть соответствующее оснащение. Также они должны быть способны прогнозировать риски. У спасателей даже не было «Сулфанола», чтобы смешать его с водой и удвоить эффективность тушения пожара. Вместе с тем, при тушении пожара нужен большой объем воды в конкретный промежуток времени. Грузинский вертолет, который позже подключился к делу, вмещает лишь 1500 литров воды, чего хватает для небольшой территории, но пока он пошел набирать воду и вернулся, масштабы пожара увеличились. А в такое время все решают секунды. Если бы в эпицентр пожара, где температура составляла минимум 450 градусов, поставляли хотя бы минимальное количество воды, начался бы т.н. процесс охлаждения. Охлаждение тормозит химические реакции сгорания и пожар распространяется с меньшей интенсивностью. Но и это сделать не удалось, хотя возможность была. Естественно, мои замечания не касаются пожарных. Они проявили настоящий героизм, на их плечи обрушилась вся непрочная система. Мои претензии касаются тех, кто ответственен за определение стратегии и снабжение необходимым оснащением. Они даже не смогли определить то, что этой зимой в Боржоми было мало снега, почва была высохшей и, когда возник первый очаг, вероятность возобновления пожара была бы очень большой», - отметил в беседе с корреспондентом издания Александр Реквава.

«Как только было сделано заявление о локализации пожара, лесная служба должна была выпустить пеший патруль, который начал бы мониторинг территории. Так что никакой превенции не было и сегодня они якобы ищут причины пожара. Эти факторы еще раз указывают на то, с непрофессионализмом какого масштаба мы имеем дело. Но чего можно требовать от людей, которые даже не проходили соответствующую подготовку?! Раньше на базе полицейской академии был пожарный факультет, где готовили пожарных, но прежние власти его отменили. Мне было больно, когда я слушал министра здравоохранения, более того, министр энергетики «обрадовал» нас, что в поселок непрерывно поступают свет и газ, а Агентство по управлению чрезвычайными ситуациями молчало. В общем, ситуация была анекдотичной, когда пожар объявили локализованным, а через несколько часов уже горела вся территория. Лично я в первую очередь привлек бы к ответственности тех лиц, кто распространил такую информацию. Именно на их совести каждый метр, который сгорел после распространения этой информации», - продолжил респондент.

«Существует два пожара - естественный и искусственный. Естественный пожар возникает тогда, когда молния ударяет в дерево, оно возгорается и огонь перекидывается на весь лес. Но это абсолютно исключено, потому что в Боржоми не было грозы. Значит, можно сказать, что мы имеем дело с человеческим фактором. Не исключаю, что это была диверсия, потому что пожар возник в нескольких местах одновременно. Что касается конкретных причин, соответствующие структуры должны перепроверить все версии - начиная от брошенного окурка и заканчивая «коктейлем Молотова», - заключил бывший пожарный. (Статья: «Пожар возник в нескольких местах одновременно, для чего потребовалось бы несколько человек» / «Не стоит забывать, что на этой территории проходит нефтепровод»)

Лия Мухашаврия - «Не вынесет ведь Цулукиани вердикт самой себе?»

«Неправительственные организации, входящие в коалицию «За независимое и прозрачное правосудие», объявили бойкот процессу подбора кандидатов на пост судьи ЕСПЧ от Грузии - они должны были объявить бойкот после первого конкурсного заседания, потому что тогда было сказано, что комиссия не разделила замечания гражданского сектора и выбрала таких кандидатов, которые по объективным причинам для них были абсолютно неприемлемыми. Несмотря на это, неправительственные организации и во второй раз подключились к работе комиссии, но лучше поздно, чем никогда. Сейчас стало очевидно, что комиссия во главе с Цулукиани абсолютно недемократична и непрозрачна», - заявила правозащитница Лия Мухашаврия в интервью газете «Квирис палитра».

«Если бы у министра юстиции была высокая государственная ответственность, после первого же поражения она поменяла бы состав комиссии, но, как видно, комиссия утверждает ее желания, поэтому не вынесет ведь Цулукиани вердикт самой себе? Я не хочу давать ей добрые советы, но сейчас уже просто обязательно поменять состав комиссии! В противном случае речь пойдет не об ударе по имиджу страны, а над нами просто будут смеяться, если нам не удается послать в Страсбург трех квалифицированных судей, несмотря на то, что у нас много квалифицированных юристов. Цулукиани была против объективной и компетентной комиссии, иначе она не назначила бы кандидатами своих друзей и близких. Вообще, в нормальной стране после двух неудачных выборов министр должен был уйти в отставку или такое решение должен был принять премьер, потому что если высокое должностное лицо не может прозрачно провести элементарный конкурс, то ждать от него решения более серьезных задач абсолютно бесполезно», - отметила в беседе с корреспондентом издания Лия Мухашаврия.

«К сожалению, это правительство несерьезно относится к кадровой политике и это проявилось и в процессе подбора кандидатов. Сейчас кандидатами названы бывшие или действующие судьи конституционного и верховного судов. Представьте, какой будет позор, если судьи из судов с такой высокой легитимацией не смогут пройти конкурс и государство, которое состоит в Совете Европы, в третий раз получит отказ в утверждении отправленных кандидатов. Как видно, власти даже потеряли чувство стыда, иначе они не продлили бы на два года полномочия абсолютно неприемлемого для страны судьи - Ноны Цоцория и не оставили бы в должности некомпетентную Тею Цулукиани», - заключил респондент. (Статья: «Не вынесет ведь Цулукиани вердикт самой себе?» / «В нормальной стране после двух неудачных выборов министр должен был уйти в отставку»)

Георгий Кунадзе - На этот раз, похоже, пронесло,  но, как говорится, верь в лучшее, но готовься к худшему